Искусство войны в иллюстрациях

iv-big копия

Классический трактат Сунь-Цзы в диаграммах и графиках

Сунь-цзы говорит:

В боевом походе если у нас есть тысяча легких колесниц, да столько же тяжелых, да сто тысяч воинов в доспехах, да припасы, чтобы хватило на тысячу ли пути, то расходы
в тылу и на передовой, включая прием гостей и мелочи вроде краски и клея плюс покупка и починка брони и колесниц, составят до тысячи унций серебра в день.
Если армии долго не удается победить, то у солдат тупится оружие и иссякает отвага.

Если армия ведет долгую осаду города, то ее силы истощаются.

Если кампания затянется, государству может не хватить на нее средств.

 

Когда же твое оружие затупится, пыл угаснет, а казна опустеет, другие вожди придут к власти и воспользуются твоим отчаянием.

Ни один, даже самый мудрый воин тогда не сможет предотвратить беду.

В военном деле поспешность вредна. Но и излишняя медлительность неполезна.

 

Еще ни одному государству не пошла на пользу затяжная война.

 

Умелый военачальник не потребует дополнительных денежных средств и подводы с припасами загружает не более двух раз.

Оружие бери с собой из дома, а припасы отбивай у врага. Тогда солдаты будут сыты.

 

Когда государственная казна истощена, средства для пропитания войска приходится искать по всей стране. Народ же, который вынужден кормить и содержать войско в дальнем походе, беднеет.

Когда у народа кончаются средства к существованию, начинаются великие бедствия.

 

При потере средств и истощении сил людские дома будут опустошены, а три десятых дохода растрачены. Расходы же правительства на починку сломанных колесниц, замену лошадей, закупку новых доспехов и щитов, тягловых быков и повозок поглотят четыре десятых всех налогов.

 

Следовательно, мудрый военачальник будет отбивать припасы у неприятеля.

Одна повозка вражеских припасов стоит двадцати повозок собственного провианта. А любой тюк, отнятый у врага, стоит двадцати принесенных из дому.

 

Чтобы разгромить врага, войско должно иметь боевой настрой; чтобы победа приносила плоды, воины должны получать награду.

Так, при битве колесниц, если захвачено десять и более вражеских повозок, надобно наградить тех, кто захватил первые колесницы.

 

Таким образом, цель войны — победа, а не сам поход.

Полководец же — вершитель людских судеб. От него зависит благоденствие или же гибель всего народа.

 

Сунь-цзы говорит:

Вершина искусства войны состоит в том, чтобы захватить вражеские земли нетронутыми. Это куда выгоднее, чем разорить их.

Лучше захватить войско в плен, чем его истребить.

Подлинное мастерство полководца не в том, чтобы выигрывать все битвы, а в том, чтобы сломить сопротивление врага без боя.

 

Высший успех в военном деле — спутать планы врага. Хорошо также предотвратить единение его сил. Можно атаковать врага на поле битвы. Но осаждать городские стены — худший вариант.

Не следует осаждать города и крепости, если этого можно избежать.

Приготовление осадных орудий, укрытий и прочего может занимать до трех месяцев. Приготовление штурма займет еще столько же.

Полководец, который не сумеет совладать с гневом, отправит своих бойцов на штурм, как тучу муравьев, потеряет треть войска, а город останется неприступным.

Таковы ужасные последствия осады.

 

Истинно умелый полководец подчиняет себе вражеское войско безо всякого боя. Он захватывает города без осады и свергает правителей без долгих полевых маневров.

Не растрачивая сил, он подрывает власть в империи;
не потеряв ни единого воина, добивается полного триумфа.

Таков метод военной хитрости.
Вот главное правило войны: если твои силы вдесятеро превосходят силы неприятеля, окружи его; если впятеро — атакуй его; если вдвое — раздели свое войско на две части.

Если силы равны, можно вступить в бой; если наши силы несколько уступают, стоит уклониться от неприятеля; если же мы заведомо слабее, нужно бежать от врага.

Маленькое войско может упорно сражаться, но неизбежно будет сломлено превосходящей силой.

 

Полководец — опора своего государства. Если опора крепка везде и во всем, государство будет сильным. Если же в опоре есть изъяны, государство ослабнет.

 

Правитель может навлечь беду на свое войско в трех случаях.

1. Если отдаст приказ наступать или отходить, не зная, способно ли войско его выполнить.

2. Если попытается править войском так же, как правит царством, не зная об условиях военной жизни. Это вызывает разброд в умах солдат.

3. Если будет использовать командиров своей армии без разбору, не зная о принципе «учитывай обстоятельства». Это подрывает боевой дух войска.

 

Если войско недовольно и утратило доверие к правителю, соседние государи не преминут этим воспользоваться.

Посеять в своих рядах смуту — значит отказаться от победы.

 

Итак, для победы есть пять необходимых условий.

1. Побеждает тот, кто знает, когда сражаться, а когда избегать боя.

2. Побеждает тот, кто умеет использовать и высшие, и низшие чины.

3. Побеждает тот, в чьем войске царит боевой дух.

4. Побеждает тот, кто сам готовится к бою, а врага умеет застать врасплох.

5. Побеждает тот, кто, командуя войском, независим от государя.

 

Поэтому говорят: если знаешь врага и знаешь себя, можно не бояться сотни битв.

Если знаешь себя, но не знаешь врага, то на каждую победу у тебя придется одно поражение.

Если не знаешь ни себя, ни врага, то всегда будешь повержен.

Ссылка: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/iskusstvo-vojny-v-illyustraciyah/


Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.